[x]
Версия для слабовидящих

Консультации

Если вас тревожит развитие вашего ребёнка…

(Несколько практических советов родителям)

Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищён от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребёнку их преодолеть. И именно родители определяют: попадёт ли ребёнок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведёт?

На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих детей «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребёнка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чём затрудняется, подгоняют ребёнка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его, таким образом, на собственной не успешности и программируя его дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребёнок не получает необходимой помощи.

 Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребёнка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам – только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребёнку.

Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребёнка?

  • Ребёнок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжёлые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
  • Ребёнок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьёзные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).
  • В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
  • Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
  • У ребёнка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
  • Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).
  • Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
  • Импульсивен (сначала делает, потом думает).
  • Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
  • Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
  • Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
  • Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
  • Быстро устаёт и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
  • Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
  • У ребёнка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.

Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия

Самое печальное – то, что ребёнок со специальными образовательными потребностями оказывается в незавидном положении. Ничего, кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается, прежде всего, в доступной, соответствующей его возможностям специальной программе обучения и специальном педагоге.

Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения – где и как обучать и воспитывать своего ребёнка.

  • Обратиться за консультацией к специалистам
  • Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребёнка и о предлагаемом пути обучения.

Не стесняйтесь задавать вопросы – в результате консультации не должно остаться «тёмных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.

  1. Какие особенности ребёнка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
  2. Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
  3. Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
  4. Какова перспектива развития и обучения ребёнка, какой объём знаний он сможет усвоить при предложенной форме обучения?
  5. Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребёнок?
  6. Каковы перспективы его социальной адаптации?
  7. Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом?

Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребёнка.

  • Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе – если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребёнком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам ещё ни один раз.
  • Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка просто не бывает.

Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалиста объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами и о чём вы только что говорили на консультации.

Помните! Гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребёнка.

Не стесняйтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребёнка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

            Еще раз повторюсь, вовремя начатое обучение и коррекция в развитии, могут привести к положительным результатам.

           Мы готовы помочь ВАМ и вашим детям и надеемся на взаимопонимание.

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.