[x]
Версия для слабовидящих

Мастер-класс

 

Музыкальное развитие детей

раннего возраста

Практика работы с детьми раннего возраста показала, что уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в исполнении которых затем принимают посильное участие: проговаривают простые слова или слоги, звукоподражают, подпевают поющему взрослому. А в возрасте 2 года и 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песенки, достаточно верно передавая общее направление мелодии. Если мама не только поет, но и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, то малыш внимательно будет слушать и музыкальное вступление песни, и проигрыш. Маленькие дети с большим интересом слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен.

Даже на первом году жизни малыш, услышав колыбельную, которую мама напевает без текста, узнает музыку и выражает это действием: обнимает себя (или куклу) двумя руками, слегка раскачивается из стороны в сторону. Но вот мама запела другую мелодию – плясовую. Малыш сразу начинает плясать: хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, слегка подняв их. Но вот опять без пауз мама запела колыбельную – малыш тут же действует в характере музыки. Так он слушает музыку, понимает ее  и радуется: мамочка рядом, играет с ним, поет. Мам тоже довольна: «Как хорошо мы поиграли с моим Ванечкой!» Радость мамы передается ребенку и усиливает его желание повторить игру, в которой он проявил свое понимание музыки – колыбельной и плясовой.

Малыш растет. Все больше и больше он любит музыку, все лучше слушает ее. Уже можно поиграть так. Мама и малыш сидят напротив друг друга. На мелодию песни «Во поле береза стояла» мама поет:

Тихо мы в ладошки ударяем,

Тихо мы в ладошки ударяем.

Люли, люли, ударяем,

Люли, люли, ударяем.

(Мама и малыш негромко хлопают в ладоши.)

Громко мы в ладоши ударяем,

Громко мы в ладоши ударяем.

Люли, люли, ударяем,

Люли, люли, ударяем.

(Мама и малыш хлопают в ладоши громче.)

Через несколько дней мама по-разному напевает только мелодию песни (без подсказывающих слов «тихо», «громко») – первый куплет тихо, второй громко. Проходит еще несколько дней, и мама перестает хлопать – ребенок самостоятельно хлопает, ориентируясь на силу звучания мелодии. Такие игры акцентируют внимание детей на оттенках звучания музыки.

Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Учите малыша плясать: хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; делать полуприсяды – «пружинку». К трем годам включайте в пляску более сложные совмещенные движения. Учите ребенка одновременно притопывать ногой и хлопать в ладоши, кружиться и, подняв руки, вращать ими.

 Если при этом звучит яркая плясовая (лучше народная), рядом пляшет мама (бабушка, папа), взрослый пляшет ритмично, не забывает менять плясовые движения с началом следующего куплета, не злоупотребляет продолжительностью пляски, умело поощряет самостоятельную пляску малыша, тогда пляска «в радость и на пользу».

Больше внимания необходимо уделять  слушанию музыки – основе музыкального воспитания. Если ребенку 2 года 6 месяцев, с ним можно поиграть в «Угадайку»: малыш прослушивает заранее музыкальные пьесы, запоминает, а затем узнает, называет музыкальное произведение или по своему желанию самостоятельно выражает их содержание в движении.

Радуемся:

-   музыкальной памяти малышей;

-   желанию слушать, умению слушать;

-   способности различать характер музыки;

-   умению слышать изменения силы звука (громко, тихо), скорости звучания (быстро, медленно);

-   умению различать высокие и низкие звуки;

-   если малыш просит спеть песенки, повторить ту, которая ему больше нравится, подпевает взрослому;

- если малыш выбирает из многих игр ту, в которой звучит музыка.

Хорошо, если у ребенка есть любимая музыка, и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты.

Бывает, что в доме, где растет маленький ребенок, почти все время звучит музыка – долго и громко. «Мы стараемся приучить малыша…», «Пусть  слушает, веселится», «Пусть привыкает, развивается, будет музыкальным – это полезно», -  говорят родители. Вот и приходится ребенку, которому год, два, три, постоянно слушать аудиозаписи с выступлениями эстрадных звезд, трансляции ди-джеев по радио, яркие шоу поп-групп в телепередачах – весь этот непрерывный громкий и долгий шумовой фон. А ведь громкие звуки раздражают, пугают малышей, отрицательно воздействуя на нервную систему, портят слух. «А нашему нравится громкая музыка! Он привык – не плачет», - часто говорят молодые родители. Да, малыш может привыкнуть к громко звучащим радио, телевизору, магнитоле, к громкой речи взрослых, но при этом он постепенно теряет способность слышать тихие и спокойные звуки. Взрослые сами лишают ребенка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать.

 

Музыка в общении с ребенком

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков. Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку или использовать при укладывании ребенка спать.Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах. Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений. Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей. Различные звукоподражания ,производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало. Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

Игра на развитие слуха: «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные бутылки» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок.

Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука.

Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком - слева, и, соответственно, которые звучат высоким - справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру «Угадай мелодию». А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая - соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою.

Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам-пам-пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться.

Желаю удачи!

 

Целительная магия музыки.

         Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка. Эффект воздействия музыки на эмоционально-психическое состояние людей и народов, заключается в её в общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем, не зависимо от национальности. Вызывая различные ассоциации радости или горя, торжества побед или горечи поражения, светлой мечты или скорбного одиночества, музыка как бы раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами чувства, воспоминания, нереализованные способности и скрытые силы.

         Но чтобы воздействие музыки на здоровье человека, в том числе и ребенка, оказалось благотворным, а не отрицательным, не следует забывать и о причинах разрушительного влияния её  на организм человека.  К таким негативным явлениям можно отнести чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмическим звуковым потоком музыки, которое не соответствует жизненным ритмам (пульсу, дыханию, моторике движений) и возрасту. Например, длительное звучание композиций тяжелого рока может вызвать у молодых слушателей состояние гипервозбуждения и агрессии, а у старшего поколения состояние отупения и подавленности.

         Слушая медитационную музыку, человек может войти в состояние глубокого транса. Эффект « музыкальной шкатулки», т.е. бесконечное повторение одного музыкального фрагмента, оказывает угнетающее воздействие на психику человека.

      Общеизвестно благотворное влияние гармоничной музыки. Она по ритму близка к «золотому сечению вселенной». Это звуки природы, пение птиц, народная и классическая музыка.

Музыкальные произведения рекомендуемые для прослушивания:

  •  Музыка В.А  Моцарта – это гимнастика души, так его 41 симфония (ре мажор) поднимает жизненный тонус, улучшает настроение.
  • Музыка П.И Чайковского, снимает неврозы – это музыка внутреннего очищения.
  •  Музыка И.С Баха - воспитывает личность, его 24 прелюдии и фуги подойдут для каждого человека
  •  «Венгерская  рапсодия» Ф.Листа, «Фиделио» Бетховена,
  • «Американец в Париже» Гершвина – помогают от головной боли.
  •  «Лунная соната» Бетховена, «Кантата  № 2» и «Итальянский концерт» Баха, симфонии Гайдна – снимают раздражительность
  •  Музыка из балета « Лебединое озеро» Чайковского,
  • «Ноктюрн ре минор» Шопена, «Концерт ре минор для скрипки» Баха – снижают кровяное давление
  •  «Финал симфонии № 6» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Музыкальный момент си минор» Рахманинова,
  • «Прелюдия ми минор» Шопена – рекомендуется при агрессии
  • «Симфоническая поэма» Листа, «Финал симфонии № 1» Чайковского, «Балеро» Равеля, «Гимн великому городу» Глиэра – эффективны при раздражительности.

Особое внимание хочется уделить музыкальным инструментам:

Так:

флейта - активизирует работу головного мозга; 

арфа - улучшает работу сердца;

скрипка - наполняет любовью сердце и душу;

виолончель - положительно влияет на работу всех внутренних органов человека.

 

 

 

 

 

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.