[x]
Версия для слабовидящих
Вы здесь: ГлавнаяСпециалистыМузыкальный руководительАндреева Елена Сергеевна → Рубрика «Советы родителям»

Рубрика «Советы родителям»

 

"Лучший подарок - музыкальная игрушка"

Новый год - волшебный праздник! Каждый из нас ждет его с нетерпением, но особенно наши дети. Уже сейчас родители задумываются о том, что подарить своему малышу. Одним из вариантов  подарка может стать музыкальная игрушка. Такие игрушки можно разделить на две группы: в одних музыка начинает звучать в результате нажатия кнопок (назовем их для простоты «нажималки»), а в других надо приложить больше усилий для извлечения звука – это игрушечные музыкальные инструменты, часто похожие на настоящие всем, кроме размера. Оба эти типа музыкальных игрушек представлены на современном «игрушечном» рынке очень широко. В данной статье я постараюсь описать хотя бы самые распространенные из них.

«Нажималки»

Первая игрушка – мобиль.

Мобиль – одна из немногих игрушек, которые актуальны буквально с самого рождения. Он представляет собой конструкцию, которая крепится на бортик кровати и вращает подвешенные к ней фигурки или картинки. Обычно вращение сопровождается музыкой, а иногда мобиль имеет еще и встроенный ночник.  Спокойная, негромкая музыка успокаивает, убаюкивает малыша. Подрастая, ребенок учится следить глазами за движущимися предметами. Ночник пригодится тем, чьи детки не любят спать в полной темноте, а также родителям, которые просто хотят взглянуть на своего малыша, не нарушая его сон включением «большого света».

При выборе мобиля, кроме эстетических соображений, надо учесть несколько вещей:

- надежность крепления;

- безопасность материала;

- громкость звука (бывает регулируемая) и «репертуар» (кроме обычной музыки бывают звуки природы и прочее);

- у некоторых моделей бывает пульт дистанционного управления.

Когда малыш уже подрос настолько, что может сам выполнять несложные действия, приходит пора приобрести для него игрушку, в которой музыка включается нажатием на кнопку. Совсем маленькому «музыканту» лучше купить мягкую игрушку, ребенку постарше – можно пластмассовую. Одними из самых популярных, по крайней мере, среди моих знакомых, являются обучающие игрушки, представляющие собой средних размеров существо (Чебурашку, или медведя, или мышку), на животе и лапках которого располагаются кнопки, «озвучивающие» буквы, цифры, несложные стишки-потешки и детские песенки. И весело, и узнает ребенок во время игры что-то новое.

Пластмассовые игрушки бывают в основном или в форме музыкальных инструментов (чаще всего пианино, точнее клавиатуры, и гитары, хотя звуки, которые они издают, ни малейшего отношения ни к «пианинным», ни к «гитарным» не имеют), или в форме различных «взрослых» предметов и их частей (телефон, магнитофон, руль и прочее). 

  

Музыкальные коврики.

Музыкальные коврики бывают двух основных типов. Первый – для малышей нескольких месяцев от роду. На нем можно просто лежать и нажимать (толкать, дергать) все, что под руку попадется. Он бывает как с дугами, на которых висят дополнительные игрушки, так и без них. Так вот, такие коврики бывают не только «безмолвные», но и с музыкой и даже со звуками природы. Хорошо, если кроме этого коврик оснащен элементами, которые могут издавать треск, шуршание, звон, стук – чем больше звуков, тем больше «познавательная ценность» такой игрушки.

Второй тип ковриков правильнее было бы назвать «танцевальными». Они представляют собой настоящий «электронный танцпол» с несколькими цветовыми зонами, при наступании на каждую из которых раздается определенный звук или даже небольшая мелодия. Играть с ними можно по-разному: можно просто «танцевать» на них под выбранную мелодию, и по мере нажатия на сенсоры к этой мелодии будут добавляться выбранные звуковые эффекты.

Караоке

Если Ваш ребенок мечтает о карьере профессионального певца – эта игрушка для Вас. В ней, в отличие от взрослого караоке, нет экрана с текстом, да и не все дети умеют достаточно бегло читать, но все остальное – самое настоящее. Исполненную песню можно записать и давать потом слушать своим «фанатам». Обычно детское караоке выглядит как игрушечный музыкальный инструмент, чаще всего пианино, куда или можно вставить картридж с мелодиями песен, или все мелодии уже «встроены» и вызываются нажатием кнопок. Игрушка развивает вокальные данные и артистизм, а также обычно очень популярна на детских праздниках (впрочем, как и «взрослое» караоке – на взрослых).

Музыкальные инструменты.

В каком возрасте ребенок может начать играть на музыкальных инструментах? Ответ зависит от того, насколько широко Вы понимаете «музыкальные инструменты», а также от Вашей фантазии.

Четырехмесячный малыш уже вполне может держать погремушку и трясти ей. Чем не музицирование? Но начать использовать погремушки можно гораздо раньше. Во-первых, бывают погремушки-«растяжки», представляющие собой гирлянды, которые можно повесить на кроватку, коляску или в любое другое удобное место. Во-вторых, бывают браслетики или носочки с гремящими элементами – их использование тоже не требует от ребенка никаких специальных навыков, зато позволяет лучше изучить свое тело и быстрее развить координацию движений.

Более мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки. Шары привлекательны тем, что часто имеют красивую и индивидуальную, сделанную вручную, роспись, а неваляшки – тем, что опровергают «закон тяготения» - впрочем, чтобы удивиться этому, ребенок должен уже в достаточной мере познакомиться с этим законом на примере других вещей.

Еще одна распространенная игрушка маленького ребенка – «пищалка», т.е. резиновая фигурка, которая издает звук при сдавливании. Обычно такими бывают игрушки для ванной, но в принципе их ассортимент достаточно велик.

Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся инструменты как минимум двух групп – ударные, духовые.

Ударные

Начать лучше с ударных, в них все как-то понятней и проще – стукнул, шлепнул – вот и звук. «Играть» ручонкой на барабане может даже полугодовалый малыш. С бубном обращаться тоже несложно. Детки постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на литаврах (это инструмент типа барабана), и на ксилофоне (ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на разные звуки), и на металлофоне (то же самое, только бруски металлические), и на треугольнике (серьезный инструмент, между прочим, даже в состав симфонического оркестра входит), и на чем угодно. Ну а если Вашему ребенку больше по душе наши, исконно русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это  деревянные ложки и трещотка.

 

Духовые

У духовых инструментов другой способ извлечения звука, для крошечных малышей не подходящий. Зато ребенок постарше наверняка заинтересуется: дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Звук там, правда, только один, но зато внешне на игрушку похоже – птичку, зверюшку, даже человечка. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше. Как знать - может быть, в Вашей семье растет великий саксофонист?

И в заключении хотелось бы сказать, что музыкальные игрушки оказывают очень большое влияние на развитие малыша. Тренировка слухового восприятия – залог успешного развития речи. Кроме того, прослушивание музыки обогащает эмоциональный мир малыша, делает его более восприимчивым к прекрасному. Ну и, наконец - музыкальные игрушки развивают ребенка творчески, и кто знает – если ребенок рано пристрастится к музыке, может быть, в будущем он станет великим композитором или музыкантом?

Но не надо забывать, что подходить к выбору музыкальной игрушки надо с особой тщательностью. Кроме эстетических качеств и безопасности «инструмента» необходимо проконтролировать, чтобы:

- игрушка издавала по возможности приятный, мелодичный звук. Ну или по крайней мере чтобы этот звук не пугал ребенка;

- игрушка была простой по форме и не слишком пестрой по расцветке. Бывают игрушки, которые слишком перегружены мелкими деталями, разными кнопками, функциями. Они могут быть интересны для родителей, но детей они часто просто дезориентируют;

- мелодии должны быть по душе родителям. Выбирая игрушки, будьте готовы к тому, что Вам придется слушать эти звуки, пока ребенку не надоест. А «не надоедает» детям обычно гораздо дольше, чем взрослым.

        

   Надеюсь, что данная информация поможет Вам выбрать незабываемый подарок для Вашего малыша, который будет радовать его долгое время. 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.     Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.     Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша  нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.     Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

4.    Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

         Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

         Эти, как принято их называть, специальные и основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

         Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не только проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее встречи с ней.

 

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.