[x]
Версия для слабовидящих

Мастер-класс

Зачем нужны игры со словом.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

В течении не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произношение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизовать.

 

Солнышко

Солнышко, солнышко,

 Выгляни в окошко:

 Твои детки плачут,

 По камушкам скачут.

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания – «пружинки» - одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.

Радуга-дуга

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста дети покачиваются с ноги на ногу, а на 3-ю и 4-ю строки – выполняют легкие частые прыжки на двух ногах.

трочки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания – «пружинки» - одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.

 

Паровоз

Чух,чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.

Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Пояснение. В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед. Текст произносится очень четко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким, не шаркающим.

Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!», который дается взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.

 

Поймай-ка

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Исходное положение. Дети стоят в кругу, в центре – ребенок. Это зайка. За кругом – охотник.

Ход игры. На первые две строки текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст двух последних строк «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста, «охотник» догоняет «зайку».

Пояснение. Текст произносится медленно, без остановок, с четкой метрической пульсацией. Игра совершенствует движения легких прыжков, развивает у детей внимание, ловкость, быстроту реакции. «Охотник» должен пробежать точно между теми детьми, между которыми до него пробежал «заяц».

 

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.