[x]
Версия для слабовидящих

Консультации

Развитие графических навыков у детей.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вашему ребенку задания по формированию графических навыков, для того, чтобы продолжить подготовку его руки к письму. Но прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

(2-3 года).

Знакомить детей с бумагой, карандашом, краской, учить правильно их использовать. У детей данного возраста необходимо вызвать интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами, поэтому следует обращать их внимание на то, что на бумаге, если провести по ней, остаётся след, формировать умение слушать взрослого. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами; предлагать называть то, что они нарисовали, отвечая на вопросы взрослого: «Что ты нарисовал? На что похоже?». Одна из главных задач в этом возрасте – детей нужно учить правильно, держать карандаш (фломастер) и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно. Важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы, цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зелёный, чёрный) и постепенно добавлять другие цвета. Под руководством взрослого дети должны рисовать предметы имеющих линейный характер (цветные палочки, дорожки, дождик, ниточки, заборчик), состоящих из сочетания линий (лесенка, ёлочка, дерево), а так же предметы округлой формы (клубочки, мячики, мыльные пузыри и т.д.). Следует побуждать детей к созданию нескольких изображений (например, «Яблоки и ягодки лежат на тарелке», «Колечке катятся по дорожке» и т.д.). Дети любят повторять одно и то же действие и радуются получающемуся результату.

(3—4 года).

«Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может» — заметил в свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами. Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен. Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) — лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Все это способствует развитию в душе ребенка «особых переживаний, наполненных фантазией». Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги (обои), широкие кисти. При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.

Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке. Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: «Зонтик Оле-Лукойе», «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Композиторы», «Чудесные картинки», «Дворец из пены» и т.д.

(4—5 лет)

В этом возрасте эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям — через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Линия, черта, штрих могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом на другую. Карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь — превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего мира. Рисование помогает ребенку снимать напряжение. Рисунок — это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком. Занятия организуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Темы, используемые в средней группе, — «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».

(5—6 лет)

В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других — образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать взрослых, так как в рисовании происходит «очищение души».Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. Поэтому и тематика рисунков сказочная, фантастическая: «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т.п

(6—7 лет)

Этот возраст — ключевой в развитии воображения. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное — передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для юного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.