[x]
Версия для слабовидящих
Вы здесь: ГлавнаяСпециалисты → Педагог-психолог

Педагог-психолог

Задачи психолого-педагогической реабилитации:

- оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;

- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;

- развитие познавательных способностей и интеллекта;

- формирование навыков общения и коррекция поведения;

- формирование навыков социально-бытового ориентирования.

Используются такие методы, как игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия, социально-бытовая реабилитация.

В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:

- совместное с родителями проведение занятий, праздников;

- семейное консультирование;

- родительсский клуб клуб

Эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений психолого- педагогической  деятельности 

Технологии психолого-педагогической реабилитации:

Игровая терапия.

Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, компьютерные.

В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – социально-ролевые игры. Для этого специально создано игровое пространство.

Арт-терапия.

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности. Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж.

Песочная терапия.

Песочная терапия – один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой  песок. Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт-терапевтические средства и материалы. Воспитатели, с которыми ребенок проводит большую часть времени, окружают детей заботой и вниманием, стараются создать все условия для положительной самооценки, уверенности в своих способностях. Вся предметно-бытовая среда в группах оборудована в соответствии с возрастом детей. Есть много интересных игр и игрушек. В каждой группе оформлен природный уголок. Есть возможность послушать музыку, посмотреть телевизор . Педагоги центра проводят занятия по гарденотерапии – прививают навыки выращивания растений и ухода за ними, работают на цветниках и огороде, выращивают рассаду и зелень на прилигающей территории

Огромная роль в реабилитации детей принадлежит занятиям по изокоррекции, которые снимают психологическое напряжение, развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию восприятия. Занятия рисованием, лепкой, моделированием дают возможность тренировки мелкой моторики, гармонизации деятельности различных групп мышц и мозговых процессов

Овладение ребенком любым видом творческой деятельносебенка, ограничение его возможностей влияют на результативность процесса. Одновременно творческий процесс предъявляет к нему разносторонние требования.

Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Используются психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки. Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту. Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

Монтессори-педагогика.

Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития. Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

Педагоги Центра используют несколько крупных разделов Монтессори-педагогики:

- упражнения в повседневной жизни;

- развитие чувств (сенсорное развитие);

- умственное развитие;

- развитие речи.

Сенсорная комната в Центре представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки. Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Сенсорная комната – это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом, для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых и детям, и взрослым. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка. Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие. В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. А если наоборот – ребенок вял и пассивен, то его необходимо активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр со светящимися нитями, зеркальным шаром, тактильной панели помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности. Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста – от 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми. Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

- гармонизация психоэмоционального состояния всех участников – как детей, так и родителей;

- развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;

- стимулирование сенсорных процессов детей;

- развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;

- осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;

- развитие навыков позитивного общения.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, а также их родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:

- коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как: агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка;

- коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям;

- коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его «маленьких» успехов;

- осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его развития и воспитания;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей.

Эффективность работы сенсорной комнаты:

- снижение агрессивного и беспокойного поведения,

- улучшение эмоционального состояния,

- снятие стресса, снижение тревожности,

- повышение порога сенсорной чувствительности,

- восстановление коммуникативной функции, развитие.

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.