[x]
Версия для слабовидящих

Консультации

 

"Ваш ребенок у телевизора"

В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки и мамины колыбельные. Экран становиться главным «воспитателем» ребенка в раннем возрасте. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них – отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Казалось бы, какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? А разница огромная! Речь – это не подражание чужим словам. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш не просто слушает, но и отвечает, ведет диалог.

Однако стоит отметить, что внешняя разговорная речь это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом. В последнее время психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком – либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, повышенную рассеянность. Многим стало трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти предыдущую фразу, сказать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов, впечатлений.

Кроме этого замечено, что дети проводящие у экрана телевизора или компьютера большой промежуток времени теряют способность и желание чем – то занять себя, не прилагают усилий для изобретения игр. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что – то новое. Но самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – детская жестокость и агрессивность. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей».

Конечно, не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.

Но в реальной жизни невозможно полностью оградить ребенка от телевизора, компьютера. А это и не нужно, если вы, уважаемые родители, сами будете выбирать какую телепередачу сегодня посмотреть вашему малышу и в какую компьютерную игру поиграть. И не забывайте о продолжительности времени, которое ваш ребенок проводит у экрана. Для детей дошкольного возраста это время не превышает 15 – 20 минут.

 

 

 

"Не хочу! Не буду! Не надо" - кризис 3 лет

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".

Кризис трёх лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. Каждый ребенок уникален, поэтому сам по себе возраст 3 года не является каким-то волшебным. У кого-то изменения в характере, специфические для "кризиса 3 лет" могут наступить в 2,5 года, а у кого-то в 4 года. По своей сложности кризис 3-х лет уступает, разве что, кризису подросткового возраста (трудности которого все знают) и иногда его называют первым подростковым периодом. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?

Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Катя хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!"

Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство - способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь одеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.

Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

  • Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта;
  • Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности, покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя";
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;
  • Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;
  • Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу;
  • Во время приступа упрямства попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание - истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно!

Ох, уж это, многим знакомое, детское "Не хочу!" и "Не буду!". Мы если терпим, то это у кого сколько хватит терпения, а если не терпим, то срываемся или настаиваем на своем. Но, неужели верна позиция "Прав тот, кто сильнее" или "Мы - взрослые, а значит - знаем как надо"? 

Ваша главная задача, Уважаемые родители, поняв своего ребенка - помочь ему в этот сложный для него период жизни!

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.