[x]
Версия для слабовидящих

Консультации

   РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С 

                                НАРУШЕНЕМ ЗРЕНИЯ                          

Философы Древней Эллады считали- страна, которая начнет учить рисованию так же, как математике и письму, вскоре превзойдет другие страны по всем наукам. В Японии эту образовательную модель используют в полной мере. При поступлении в вуз абитуриенты  сдают первым экзаменом предмет «Рисунок».[i]Вероятно, в натуре человека заложено стремление к самовыражению через изобразительное искусство. Как правило, только в руках ребенка окажется палочка, мел,  карандаш, кисточка он находит плоскость, на которой можно рисовать. Будь то лист бумаги, обои на стенах, мебель, зеркало и т.д.-начинается момент творчества. Даже самые маленькие дети получают наслаждение от своих хаотичных линий. Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности малышей, имеет неоценимое значение для раскрытия и обогащения его творческих способностей.Однако, для детей с ограниченными возможностями в большинстве случаев характерно      отсутствие потребности в рисовании . Дети с нарушенным зрением, слабовидящие не являются исключением.Техника рисования у них весьма примитивна. Первые неудачи вызывают разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и  творить чудеса на бумаге?

Ответ на многие  вопросы я нашла, пройдя профессиональную переподготовку по программе «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы» на базе ИДПО ДСЗН          г. Москвы.Регионы разные, а стоящие перед специалистами вопросы практически  одинаковые: «Как помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе?»,  «Незрячему занять достойное место в мире?», «Инвалиду по зрению найти применение  своим возможностям?», «Как научить слабовидящего познать окружающий мир во всех  его красках?»Основной целью проекта является содействие в формировании системы комплексной многопрофильной реабилитации как основного средства интеграции людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь.[ii]Полученные знания, знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом  помогают сегодня решать вопросы социализации детей с ограниченными возможностями. Вопросам творческой реабилитации детей, имеющих нарушения зрения, посвящен данный материал, которым я бы хотела поделиться.

Методика проведения занятий по рисованию для  детей со зрительными патологиями остается недостаточно разработанной, поэтому на практике приходиться сталкиваться с  различными трудностями, обусловленными как зрительной недостаточностью, так и порой отсутствием необходимого дидактического материала. Задача взрослого, правильно организовать реабилитационный процесс, научить детей пользоваться неполноценным  зрением.

Исходным этапом в обучении детей  рисованию  является работа по формированию  правильных и полных представлений о предмете. Даже небольшое снижение остроты  зрения в раннем и дошкольном возрасте задерживает способности различать и  запоминать форму, величину и цвет предметов, образов, оценивать их  местоположение и  рассматривать движущиеся объекты. Без специальных занятий  малышу трудно  определить, что перед ним находится  предмет или  просто  цветовое  пятно. Качество  рисунков во многом зависит от детских  впечатлений и уже потом от изобразительных  навыков. Именно поэтому особое внимание необходимо обратить на выбор тематики  занятий по рисованию. С этого момента начинается процесс рисования. Содержание  занятий, тема должны быть доступны для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития.

Принципиально важным вопросом становится организация предварительного этапа работы. К планированию данного вида деятельности необходимо отнестись со всей  серьезностью. За основу на данном этапе реабилитации рекомендовано использовать  предметно-практические методы: проведение экскурсий, наблюдений, игр с  предметами, отражающими  выбранную тему рисования в ближайшей перспективе, различные упражнения, действия с предметами.

Предварительная  работа включает в себя и использование наглядности. При правильном  подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям  разнообразные качества и свойства изучаемого материала.Какую же наглядность следует использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения:

  • натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения);
  • объемные наглядные  пособия (муляжи, модели, макеты);
  • изобразительные, графические, рельефные пособия.

Однако наглядность необходимо адаптировать, потому что пользоваться тем, что  предлагает промышленность для нормально видящих людей, мы не можем. При выборе иллюстраций, картин, репродукций необходимо следует учитывать следующие параметры:

•четкое выделение общего контура изображения;

•усиление  цветового контраста изображения;

•выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом  главного  в  изображении;

•уменьшение количества второстепенных деталей;

•учитывать остроту зрения - от этого зависит размер изображения;

•учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают  изображения в цветовом  исполнении, чем черно-белые, силуэтные. 

Цвет стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции. Использование  красного, желтого, оранжевого особенно важно при таких заболеваниях  как косоглазие и амблиопия, так как растормаживает глаз, способствуя повышению  остроты зрения.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими  глубокую  зрительную патологию. Здесь точно должна быть передана форма предмета. Данный  вид  наглядности  используется в работе с тотально слепыми детьми. Рельефное рисование проходит на пленке из лавсана, под  которую подложена листовая  резина. Рисуют дети шариковыми ручками, след от которых при нажиме остается  рельефным и цветным. Рельефную цветную линию всегда можно потрогать рукой, понять очертания  плоского  предмета. Полученный рельефный  контур обязательно сравнивается с самим предметом, части рисунка с частями предмета. Применяется совмещение изображения с плоским  предметом.

Как слепого ребенка научить передавать объем предмета? Мостиком между плоскостным  рисунком и объемным предметом служит надувная игрушка. Надутая, она передает объем, а спущенная, дает возможность проследить рельефный контур.[iii]Оказать помощь в сравнении натуры и рисунка может и барельефное изображение  предмета. На барельефе хорошо видна та сторона объекта, которую надо изобразить на  плоскости. А фрукты, овощи можно разрезать на две половинки, а затем обвести на  плоскости рисовального прибора. Работа с детьми, имеющими глубокую зрительную  патологию, имеет кардинальные  отличия, много особенностей.Как строится  последовательность работы с выбранной наглядностью:

 Во-первых, перед демонстрацией  наглядности дать детям установку, нацелив их на внимательное  восприятие, уточняя, на что следует обратить  внимание. Во время демонстрации  сюжетной картинки сначала раскрываем общее содержание, затем детально изучаем. Изучаем передний, средний, затем дальний  план. Данный вид работы необходимо  проводить  предварительно, как предшествующий этап в виду того, что у детей с низкой  остротой зрения нарушено поле зрения.

Детям сложно рассмотреть сюжетные изображения целиком, поэтому происходит  поэтапное детальное рассматривание объекта. Чем ниже острота зрения, тем больше  времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование объекта. Поэтому этап  предварительной работы с детьми является принципиально важным.

Во-вторых, при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрения,  необходимо учесть следующие нюансы:

учитывать организациюрабочегоместа;

  • как  можно  меньше  использовать  цветные  карандаши-приоритет  краскам, фломастерам, другим современным изобразительным средствам;
  • выбирать бумагу матовых оттенков;
  • обеспечить наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка;
  • уделять особое внимание образцу взрослого и выбранной натуры;
  • поддерживать медленный темп ведения занятия;
  • использовать сопряженный метод работы (некоторые дети нуждаются в  непосредственном  контакте, тогда педагог берет руку ребенка в свою, устанавливает фломастер или кисть в пальцах ребенка в правильное положение и, не выпуская его руки из своей, показывает, как выполнять  нужное  формообразующее движение, что приводит к образованию умения регулировать движения  в отношении нажима, скорости, размаха, слитности, плавности.)

Обучение дошкольников с нарушенным зрением рисованию диктует разработку и  использование наиболее эффективных способов усвоения графических  навыков.

Одним  из эффективных приемов работы с детьми, имеющими косоглазие является  использование различных трафаретов, лекал и контуров, помогающих быстро и  качественно осваивать изображение различных форм.Данная методика используется в следующих целях. Известно, что развитие движений  руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходят в процессе  длительной и  систематической тренировки. В связи с тем, что у малышей с нарушением зрения часто  ослаблен или, наоборот, повышен тонус кисти руки, хорошо проводить упражнения с  занимательными трафаретами.Практика показывает, что использование  трафаретов наиболее эффективно способствует развитию формообразующих движений, так как жесткий внутренний контур трафарета  создает условия для перцептивного контроля за движением руки во время рисования, позволяет осуществлять его мышечную регуляцию.

Применение трафаретов направляет ориентировочную деятельность ребенка на анализ  характера движения и способа его выполнения. За счет активизации сохранной функции  двигательно-кинестетической памяти значительно снижается зрительная нагрузка, что  принципиально важно для охраны зрения.Трафареты могут быть полными или частичными, при пользовании последними ребенок должен сам дорисовать отдельные  детали к основным формам. Причем на первых этапах рисования допустимо использование полных трафаретов для изображения всех элементов в рисовании.Детям с нарушенным зрением очень сложно даются композиционные построения  изображения, им сложно ориентироваться  на плоскости в силу особого  восприятия   пространства.

Одним из эффективных средств, содействующих пониманию и передаче  пространственных взаимосвязей, является использование индивидуальных  фланелеграфов и вырезанных  цветных контуров деталей предлагаемого изображения. Дети создают композицию по образцу, а затем по словесной инструкции, свободно и  легко могут исправить ошибку, передвинув деталь, заменив одну на другую. При  выкладывании  изображения активизируется такое чувство как осязание. Ощупывая детали, дети обращают внимание  на сглаженность или заостренность форм. После удачного изображения детям предлагается выполнить  работу на листе бумаги. Фон фланелеграфа должен быть контрастным. Предпочтительно использовать такие средства, как:

  • различные виды мозаик, конструкторов;
  • кусочки ткани, ленточки, нити;
  • плоскостные игрушки.

Данными предметами можно манипулировать, решая композиционные вопросы.

В отличии от нормально видящих, детям с нарушением зрения требуется больше времени для выполнения работ. Особого внимания требует анализ работ. Данную часть занятия  необходимо строить с учетом зрительных возможностей. Задания, в которых дети  должны найти предмет позволяет максимально активизировать их зрительное восприятие, совершенствовать навыки анализа, нахождения схожих и различных признаков в  изображениях. При этом необходимо учитывать взаимосвязь реабилитационного курса развития изобразительных навыков с этапом восстановления глазных патологий:

I этап-работа над повышением остроты  зрения: даем задания найти детали хуже  видящим глазом: используем яркие краски, контрастный  фон, проводим соответствующие зрительные гимнастики;

II этап -восстановление сенсорно-моторных  механизмов, обеспечивающих объединенную  деятельность обоих глаз, коррекция косоглазия - раскрасить изображение не заходя за контур, наложить одну краску  на другую четко совместив  контур.

III этап- выработка бинокулярного  зрения. Во время анализа или уточнения  способов  выполнения, построения  композиции учить  детей определять, что ближе, что дальше  изображено на рисунке, что впереди, сзади, уметь целостно воспринимать изображение. Зная зрительные особенности и возможности детей, педагоги могут целенаправленно  влиять и на развитие зрительных функций, способствовать развитию творческих  способностей средствами изобразительной деятельности.

Сейчас я работаю с детьми раннего возраста, которые оказались в трудной жизненной ситуации, активно использую нетрадиционные техники: «Пальцевая живопись», «Оттиск печатками», «Оттиск  поролоном», «Печать по трафарету», «Оттиск штампами», «Тычковая живопись».  В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.[iv]

 

[i] Канищев В.М. Изобразительная  деятельность, как средство эстетического и этического воспитания детей с нарушением зрения/Сб.ст.И.Н.Зарубина.- М.,2004г.-С.143-147.

[ii] Малофеев Н.Н. Итоговый сборник материалов проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями Российской Федерации».-М., Папирус, 2009. С. 2.

[iii]  Подколзина Е.Н Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения. Ст.в журнале Дефектология-М.2006,№6

[iv] Цывитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ-М:ТЦСфера, 2011-С123

 

    

Закрыть +
Обращаем ваше внимание, что наш сайт использует в работе файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы принимаете условия его использования.